По итогам работы экспертных групп обозначены основные направления правового сотрудничества, подходы к решению правовых проблем Евразийской экономической интеграции, сформирован постоянный состав экспертов, которые будут привлечены к проработке соответствующих вопросов в течение года.Участники Конгресса особо отметили, что в 2007 году вступило в действие Соглашение о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации, что ставит перед интеграционными органами ЕврАзЭС задачу нового уровня – разработать не просто унифицированные документы, но акты прямого действия, которые бы задавали единые рамки правового регулирования в государствах-членах ЕврАзЭС. Это вызывает необходимость привлечения к их разработке и обсуждению широкого круга экспертов-юристов стран ЕврАзЭС, проведения масштабных сравнительно-правовых исследований. Эксперты выразили намерение активно включиться в эту работу в целях содействия Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, на которую ляжет основное бремя разработки таких документов. В этих целях экспертные группы Конгресса в течение года продолжат работу по обсуждению проектов Основ законодательства ЕврАзЭС и Концепций таких основ, сравнительно-правовые исследования в соответствующих сферах с тем, чтобы к 2009 году представить на рассмотрение интеграционных органов ЕврАзЭС консолидированное мнение экспертного сообщества по этим вопросам.
Эксперты Конгресса отметили, что существенным условием успешной реализации Соглашения о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации и иных интеграционных актов ЕврАзЭС является повышение квалификации практических сотрудников – руководящего, среднего и низшего звена органов государственной власти стран-участниц ЕврАзЭС, предпринимательского сообщества, правозащитных организаций. Уже сейчас при разработке крупнейших национальных инфраструктурных проектов следует учитывать возможность существования соответствующих элементов Евразийского экономического сообщества – Транспортного союза, Таможенного союза и т.д., а для этого разработчики должны иметь представление и понимание основных правовых и экономических характеристик таких структур. Это же касается и формирования национальной правовой базы в различных областях: транспорт, государственно-частное партнерство, иностранные инвестиции, финансы, образование, труд, активно разрабатываемой и совершенствуемой в последнее время в государствах-членах ЕврАзЭС.
Для решения этой задачи уже сейчас целесообразно приступить к разворачиванию соответствующих центров компетентностей, апробации соответствующих образовательных программ. Содействие в разработке и внедрении таких программ могут также оказать эксперты Конгресса.
В рамках заседания экспертной группы по правовому обеспечению межгосударственного партнерства и интеграции в сфере экономического сотрудничества, финансов, налогообложения и таможенных отношений было заслушано и рассмотрено 22 доклада и научных сообщений, включавших анализ законодательства 12 стран Европейско-Азиатского региона. Непосредственно выступили на экспертной группе профессора и ученые, представлявшие 9 стран (Россия, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Испания, Италия, Австрия, Венгрия, Финляндия), от представителей еще 3 государств были получены письменные доклады (Таджикистан, Киргизия, Мальта). Три доклада представили члены экспертных советов и сотрудники Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Таким образом, проведенное обсуждение было основано на анализе материалов национального законодательства всех 6 государств – членов ЕврАзЭС, а также 6 государств – членов Европейского Союза.
Основой целью заседания Экспертной группы была экспертная оценка существующих законодательных ограничений для осуществления торговой и инвестиционной деятельности:
1)в рамках Евразийского Экономического Сообщества,
2)в отношениях между государствами Европейского Союза, с одной стороны, и Россией (а также другими государствами Европейско-Азиатского региона), с другой стороны.
Важность выявления и поэтапного устранения на (взаимовыгодной основе) подобных ограничений, соответствует внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Эта работа неоднократно признавалась в качестве приоритетной в посланиях Президента Российской Федерации и стратегических документах Правительства России.
В результате работы Экспертной группы были выявлены существенные законодательные ограничения и препятствия для осуществления трансграничной инвестиционной и торгово-экономической деятельности в Европейско-Азиатском регионе. Эти ограничения и препятствия, как правило, носят фискальный характер и выражаются:
1)в установлении различных режимов налогообложения резидентов и нерезидентов; причем, нередко эти различия носят необоснованный характер и противоречат заключенным международным договорам;
2)в отсутствии гармонизации национального законодательства (даже в пределах такого интеграционного образования как ЕврАзЭС) и различной правовой трактовке многих фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для установления режима налогообложения.
Кроме того, были выявлены возможные и целесообразные формы устранения необоснованных препятствия для осуществления трансграничной экономической деятельности на основе соглашений, заключенных в рамках Евразийского Экономического Сообщества, договорно-правовой базы России и Европейского Союза, а также двусторонних налоговых договоров и конвенций.
Экспертной группой по обсуждению перспектив разработки интеграционных документов ЕврАзЭС в сфере унификации транспортного законодательства (экспертная группа по правовому обеспечению транспортной политики) предложено:
1)сформировать единые Принципы регулирования отношений в сфере транспорта, после чего обратиться к доработке Концепции Основ транспортного законодательства ЕврАзЭС;
2)предложено отказаться от Основ транспортного законодательства в целом с тем, чтобы подготовить Основы транспортного законодательства ЕврАзЭС по отдельным видам транспорта; необходимо дополнить соответствующие документы положениями о смешанных перевозках грузов, комбинированных перевозках, трубопроводном транспорте;
3)экспертная группа обращает внимание на необходимость разработки унифицированных документов и дальнейшей проработки правовых вопросов сотрудничества государства и частного бизнеса в формировании транспортной инфраструктуры.
В работе экспертной группы по проблемам правового регулирования труда и социального обеспечения работников-мигрантов приняло участие 52 человека из России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Среди них представители науки из 12 российских и зарубежных вузов и научных учреждений, сотрудники Международной организации труда (из штаб-квартиры МОТ в Женеве и Субрегионального бюро МОТ в Москве), специалист Международной организации миграции, сотрудники УФМС по Свердловской области, сотрудники Уполномоченного по правам человека Свердловской области, ответственные работники Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, а также заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по местному самоуправлению Ю.В.Осинцев. География российских участников экспертной группы представлена городами Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Омск, Саратов, Ижевск, Пермь, Красноярск.
Основная тема обсуждения – «Правовое обеспечение миграционных процессов в государствах-членах ЕврАзЭС». С докладами выступили 15 человек, состоялась дискуссия по обсуждаемым проблемам. На заседании экспертной группы обсуждались следующие вопросы:
1)о формировании государственной политики в сфере трудовой миграции;
2)о соответствии положений национальных законодательств международным стандартам;
3)о форме межнационального регулирования труда и социального обеспечения работников-мигрантов (Типовой (модельный) закон или Основы законодательства?);
4)о соотношении миграционного законодательства и законодательства о труде и социальном обеспечении работников-мигрантов;
5)о дефектах национальных нормативных правовых актов, регламентирующих труд и социальное обеспечение работников-мигрантов;
6)практические проблемы использования труда работников-мигрантов и наиболее характерные нарушения трудовых прав иностранных работников, способы их предупреждения;
7)посредничество частных агентств занятости в привлечении иностранных работников.
Были высказаны предложения о создании Миграционной биржи труда в рамках ЕврАзЭС, о необходимости создания условий для адаптации мигрантов (в том числе обучение языку страны пребывания), о систематизации государственного надзора в сфере применения труда иностранцев. Кроме того, в ряде выступлений были сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства о труде и социальном обеспечении мигрантов, в том числе о внесении дополнений в Трудовой кодекс РФ. В качестве конкретного результата работы экспертной группы можно рассматривать состоявшуюся договоренность с представителями Межпарламентской Ассамблеи ЕврАэС о выполнении постоянными экспертами Конгресса на базе кафедры трудового права УрГЮА научно-исследовательской работы на тему: «Рекомендации по гармонизации трудового законодательства государств – членов ЕврАзЭС на основе сравнительно-правового анализа».
В работе экспертной группы по вопросам уголовно-правовой политики в сфере пресечения международного терроризма, экстремизма и легализации доходов, полученных преступным путем, приняло участие 32 эксперта. Участники заседания по итогам обсуждения договорились подготовить в рамках работы
Конгресса на уровне экспертной группы:
1)предложения по внесению изменений и дополнений в УК РФ (февраль-март 2009 года);
2)подготовить отчет по итогам сравнительно-правового анализа международного уголовно-правового законодательства по противодействию международному терроризму, экстремизму и легализации доходов, добытых преступным путем (ноябрь 2008 года);
3)подготовить учебное пособие для специалистов стран-участниц ШОС по вопросам пресечения международного терроризма, экстремизма и легализации доходов, полученных преступным путем (февраль-март 2010 года);
4)модельный уголовный закон (раздел Уголовного кодекса в части пресечения международного терроризма, экстремизма и легализации доходов, полученных преступным путем) для стран-участниц ШОС (январь-февраль 2010 года).