О cессии
15-16 мая 2008 года в Екатеринбурге состоялась вторая сессия Европейско-Азиатского правового конгресса. Вторая сессия была посвящена обсуждению основных направлений и приоритетных проектов правового содействия эффективности Евразийского Экономического Сообщества, Шанхайской Организации Сотрудничества и реализации соглашений о партнерстве с Европейским Союзом.

Вторая сессия была организована Ассоциацией юристов России и Межпарламентской ассамблеей Евразийского Экономического Сообщества при участии Уральской государственной юридической академии и содействии Правительства Свердловской области.

В сессии приняли участие около 350 юристов из стран ЕврАзЭС, ШОС и ЕС. В обсуждении участвовали представители Межпарламентской ассамблеи и Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Ассоциации юристов России, Экономического суда СНГ, Гаагской конференции по международному частному праву, Международной организации труда, Международной организации по миграции, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Жогорку Кенеш (Парламента) Кыргызской республики, Мажилиса и Сената Парламента Казахской Республики, Администрации Президента Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти стран-участниц ЕврАзЭС (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Миграционная служба МВД Республики Таджикистан, Министерство финансов России, Министерство транспорта России, Федеральная служба безопасности России и др.), Верховного Суда Республики Казахстан, Высшего Арбитражного Суда России, Конституционного Совета Республики Казахстан, Конституционного суда Кыргызской Республики, Генеральной прокуратуры России, ряда общественных объединений предпринимателей, включая Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты России, представители региональных органов государственной власти, научная общественность и представители бизнеса.
В РАМКАХ РАБОТЫ КОНГРЕССА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

  • «Евразийское экономическое сообщество: юридические средства формирования правового пространства Сообщества»,
  • «Правовое обеспечение партнерства ЕС и государств Европейско-Азиатского региона: новые возможности»,
  • «Шанхайская Организация Сотрудничества: проблемы правового обеспечения политического взаимодействия и энергетической безопасности»
По итогам обсуждений проблемных вопросов были приняты решения для ведения дальнейшей работы по выбранным направлениям.
Работа второй сессии конгресса получила широкое освещение в средствах массовой информации.
Тематические обсуждения

Евразийское экономическое сообщество: юридические средства формирования правового пространства Сообщества
  1. Правовой статус, проблемы разработки, принятия и реализации Основ законодательства ЕврАзЭС
  2. Евразийский Суд (Суд ЕврАзЭС): статус, компетенция, перспективы совершенствования правовой основы его функционирования. Евразийский Суд, практика Экономического Суда СНГ и опыт Суда Европейских Сообществ.
  3. Рассмотрение проектов Основ бюджетного законодательства и Основ налогового законодательства Евразийского Экономического Сообщества: рамочные документы или правовые акты прямого действия;
  4. Обсуждение проекта Основ миграционного законодательства Евразийского Экономического Сообщества в контексте иных международно-правовых и внутригосударственных средств реализации миграционной политики;
  5. Обсуждение перспектив разработки модельных документов ЕврАзЭС в сфере унификации транспортного законодательства.

Правовое обеспечение партнерства ЕС и государств Европейско-Азиатского региона: новые возможности

  1. ЕС и Россия – опыт применения Соглашения о партнерстве (от 24 июня 1994 г., г. Корфу) и перспективы совершенствования правовой базы партнерства в 2008-2009 годах;
  2. Свобода учреждения компаний и свобода движения капитала в Соглашениях о партнерстве с ЕС: влияние на вопросы конкуренции, налогообложения и защиты прав работников (правовые аспекты);
  3. Правовые средства обеспечения единообразного применения судами и государственными органами Соглашений о партнерстве с ЕС: координационные органы или арбитраж;
  4. Перспективы вступления государств Европейско-Азиатского региона в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития: возможное влияние на практику применения соглашений об избежании двойного налогообложения.
Шанхайская Организация Сотрудничества: проблемы правового обеспечения политического взаимодействия и энергетической безопасности

  1. Юридические средства повышения роли регионов государств-членов ШОС как инструменты достижения более высокого уровня эффективности ее функционирования;
  2. Обеспечение транзита энергоресурсов и использования транспортного потенциала государств-членов ШОС на современном этапе: правовые инструменты сотрудничества на международном и межрегиональном уровнях;
  3. Создание научно-исследовательского института ШОС и центра юридического образования ШОС: правовые, экономические и организационные вопросы.
15-16 МАЯ 2008 ГОДА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ СОСТОЯЛАСЬ ВТОРАЯ СЕССИЯ ЕВРОПЕЙСКО-АЗИАТСКОГО ПРАВОВОГО КОНГРЕССА, КОТОРАЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА ОБСУЖДЕНИЮ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ ПРАВОВОГО СОДЕЙСТВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЙ О ПАРТНЕРСТВЕ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ.
Вторая сессия была организована Ассоциацией юристов России и Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС при участии Уральской государственной юридической академии и содействии Правительства Свердловской области.
В сессии приняли участие около 350 юристов из стран ЕврАзЭС, ШОС и ЕС. В обсуждении участвовали представители Межпарламентской ассамблеи и Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Ассоциации юристов России, Экономического суда СНГ, Гаагской конференции по международному частному праву, Международной организации труда, Международной организации по миграции, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Жогорку Кенеш (Парламента) Кыргызской республики, Мажилиса и Сената Парламента Казахской Республики, Администрации Президента Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти стран-участниц ЕврАзЭС (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Миграционная служба МВД Республики Таджикистан, Министерство финансов России, Министерство транспорта России, Федеральная служба безопасности России и др.), Верховного Суда Республики Казахстан, Высшего Арбитражного Суда России, Конституционного Совета Республики Казахстан, Конституционного суда Кыргызской Республики, Генеральной прокуратуры России, ряда общественных объединений предпринимателей, включая Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты России, представители региональных органов государственной власти, научная общественность и представители бизнеса.

Работа второй сессии была построена в два дня. В первый день состоялось пленарное заседание, на котором выступили Яковлев Вениамин Федорович, Председатель Ассоциации юристов России, Советник Президента Российской Федерации, Латышев Петр Михайлович, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе, Зверев Петр Борисович, Ответственный секретарь Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества, Андреева Татьяна Константиновна, Заместитель Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Золотов Юрий Михайлович, Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, Симонян Грачья Владимирович, Руководитель Секретариата Председателя Экономического суда СНГ, Исаков Владимир Борисович, Вице-президент Торгово-промышленной палаты России, Дуйсебаев Жексенбай Картабаевич, Член комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Арабаев Автандил Анисович, Заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Россель Эдуард Эргартович, Губернатор Свердловской области, Хуан Даосю, Председатель научно-исследовательского центра российского права Политико-юридического университета Китая, Паскуале Пистоне, Университет Салерно (Италия), профессор.
В первый день после обеда состоялось тематическое обсуждение «Евразийское экономическое сообщество: юридические средства формирования правового пространства Сообщества».Вел обсуждение Ответственный секретарь Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС П.Б. Зверев. В рамках тематического обсуждения были обсуждены:

  • проблемы и задачи развития экономической интеграции в Евразийском Экономическом Сообществе
  • опыт экономической интеграции в ЕС
  • проблемы реализации правовых актов Евразийского Экономического Сообщества

  • вопросы налоговой реформы косвенного налогообложения в ЕврАзЭС
  • проблемы формирования судебных органов Евразийского Экономического Сообщества
  • проблемы и перспективы использования потенциала ЕврАзЭС в целях правового регулирования труда и социальной защиты мигрантов
  • правовые инструменты сотрудничества на международном и межрегиональном уровнях в области обеспечения транзита энергоресурсов и использования транспортного потенциала государств-членов ШОС и ЕврАзЭС
  • механизмы участия российских деловых кругов в совершенствовании торгово-экономического сотрудничества в рамках интеграционных процессов ЕврАзЭС.
В дискуссии приняли участие следующие эксперты: Зверев Петр Борисович, Ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Винницкий Данил Владимирович, д.ю.н., заведующий кафедрой финансового права УрГЮА, Даниэль Дэак, Университет Корнилиуса, Будапешт, Белых Владимир Сергеевич, д.ю.н., профессор, Директор института права и предпринимательства УрГЮА, Мишальченко Ю.В., д.ю.н, д.э.н., профессор, кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Профессор Педро М. Херрера, Институт фискальных исследований при Министерстве финансов Испании, Тарарышкина Любовь Ивановна, Министерство Финансов Республики Беларусь, начальник отдела платежей от внешнеэкономической деятельности и международных налоговых соглашений, к.э.н., доцент, Егоров Владислав Владимирович, Международная организация труда, старший специалист по трудовому праву, Куренной Александр Михайлович, МГУ им. Ломоносова, зав. кафедрой трудового права, Абова Тамара Евгеньевна, Институт государства и права РАН, Руководитель центра цивилистических исследований, Дуйсебаев Жексенбай Картабаевич, член комитета по экономической реформе и региональному развитию, Парламент Республики Казахстан, к.э.н., Еропкин Антон Александрович, Российский союз промышленников и предпринимателей, комитет по международному сотрудничеству, советник по правовым вопросам.
Во второй день состоялись заседания экспертных групп Конгресса. Были обсуждены доклады Исполнительного комитета, подготовленные ко второй сессии Конгресса, а также правовые проекты, являющиеся в настоящий момент приоритетными для обеспечения интеграционных процессов на Евразийском пространстве:

  • правовое обеспечение межгосударственного партнерства и интеграции в сфере экономического сотрудничества, финансов, налогообложения и таможенных отношений;
  • унификация транспортного законодательства;
  • разработка унифицированных актов по вопросам правового регулирования труда и социального обеспечения работников-мигрантов;
  • координация юридического образования и научно-исследовательской деятельности;
  • разработка интеграционных документов в сфере пресечения международного терроризма, экстремизма и легализации доходов, полученных преступным путем.
По итогам работы экспертных групп обозначены основные направления правового сотрудничества, подходы к решению правовых проблем Евразийской экономической интеграции, сформирован постоянный состав экспертов, которые будут привлечены к проработке соответствующих вопросов в течение года.Участники Конгресса особо отметили, что в 2007 году вступило в действие Соглашение о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации, что ставит перед интеграционными органами ЕврАзЭС задачу нового уровня – разработать не просто унифицированные документы, но акты прямого действия, которые бы задавали единые рамки правового регулирования в государствах-членах ЕврАзЭС. Это вызывает необходимость привлечения к их разработке и обсуждению широкого круга экспертов-юристов стран ЕврАзЭС, проведения масштабных сравнительно-правовых исследований. Эксперты выразили намерение активно включиться в эту работу в целях содействия Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, на которую ляжет основное бремя разработки таких документов. В этих целях экспертные группы Конгресса в течение года продолжат работу по обсуждению проектов Основ законодательства ЕврАзЭС и Концепций таких основ, сравнительно-правовые исследования в соответствующих сферах с тем, чтобы к 2009 году представить на рассмотрение интеграционных органов ЕврАзЭС консолидированное мнение экспертного сообщества по этим вопросам.

Эксперты Конгресса отметили, что существенным условием успешной реализации Соглашения о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации и иных интеграционных актов ЕврАзЭС является повышение квалификации практических сотрудников – руководящего, среднего и низшего звена органов государственной власти стран-участниц ЕврАзЭС, предпринимательского сообщества, правозащитных организаций. Уже сейчас при разработке крупнейших национальных инфраструктурных проектов следует учитывать возможность существования соответствующих элементов Евразийского экономического сообщества – Транспортного союза, Таможенного союза и т.д., а для этого разработчики должны иметь представление и понимание основных правовых и экономических характеристик таких структур. Это же касается и формирования национальной правовой базы в различных областях: транспорт, государственно-частное партнерство, иностранные инвестиции, финансы, образование, труд, активно разрабатываемой и совершенствуемой в последнее время в государствах-членах ЕврАзЭС.

Для решения этой задачи уже сейчас целесообразно приступить к разворачиванию соответствующих центров компетентностей, апробации соответствующих образовательных программ. Содействие в разработке и внедрении таких программ могут также оказать эксперты Конгресса.
В рамках заседания экспертной группы по правовому обеспечению межгосударственного партнерства и интеграции в сфере экономического сотрудничества, финансов, налогообложения и таможенных отношений было заслушано и рассмотрено 22 доклада и научных сообщений, включавших анализ законодательства 12 стран Европейско-Азиатского региона. Непосредственно выступили на экспертной группе профессора и ученые, представлявшие 9 стран (Россия, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Испания, Италия, Австрия, Венгрия, Финляндия), от представителей еще 3 государств были получены письменные доклады (Таджикистан, Киргизия, Мальта). Три доклада представили члены экспертных советов и сотрудники Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Таким образом, проведенное обсуждение было основано на анализе материалов национального законодательства всех 6 государств – членов ЕврАзЭС, а также 6 государств – членов Европейского Союза.

Основой целью заседания Экспертной группы была экспертная оценка существующих законодательных ограничений для осуществления торговой и инвестиционной деятельности:
1)в рамках Евразийского Экономического Сообщества,
2)в отношениях между государствами Европейского Союза, с одной стороны, и Россией (а также другими государствами Европейско-Азиатского региона), с другой стороны.

Важность выявления и поэтапного устранения на (взаимовыгодной основе) подобных ограничений, соответствует внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Эта работа неоднократно признавалась в качестве приоритетной в посланиях Президента Российской Федерации и стратегических документах Правительства России.

В результате работы Экспертной группы были выявлены существенные законодательные ограничения и препятствия для осуществления трансграничной инвестиционной и торгово-экономической деятельности в Европейско-Азиатском регионе. Эти ограничения и препятствия, как правило, носят фискальный характер и выражаются:
1)в установлении различных режимов налогообложения резидентов и нерезидентов; причем, нередко эти различия носят необоснованный характер и противоречат заключенным международным договорам;
2)в отсутствии гармонизации национального законодательства (даже в пределах такого интеграционного образования как ЕврАзЭС) и различной правовой трактовке многих фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для установления режима налогообложения.

Кроме того, были выявлены возможные и целесообразные формы устранения необоснованных препятствия для осуществления трансграничной экономической деятельности на основе соглашений, заключенных в рамках Евразийского Экономического Сообщества, договорно-правовой базы России и Европейского Союза, а также двусторонних налоговых договоров и конвенций.

Экспертной группой по обсуждению перспектив разработки интеграционных документов ЕврАзЭС в сфере унификации транспортного законодательства (экспертная группа по правовому обеспечению транспортной политики) предложено:
1)сформировать единые Принципы регулирования отношений в сфере транспорта, после чего обратиться к доработке Концепции Основ транспортного законодательства ЕврАзЭС;
2)предложено отказаться от Основ транспортного законодательства в целом с тем, чтобы подготовить Основы транспортного законодательства ЕврАзЭС по отдельным видам транспорта; необходимо дополнить соответствующие документы положениями о смешанных перевозках грузов, комбинированных перевозках, трубопроводном транспорте;
3)экспертная группа обращает внимание на необходимость разработки унифицированных документов и дальнейшей проработки правовых вопросов сотрудничества государства и частного бизнеса в формировании транспортной инфраструктуры.
В работе экспертной группы по проблемам правового регулирования труда и социального обеспечения работников-мигрантов приняло участие 52 человека из России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Среди них представители науки из 12 российских и зарубежных вузов и научных учреждений, сотрудники Международной организации труда (из штаб-квартиры МОТ в Женеве и Субрегионального бюро МОТ в Москве), специалист Международной организации миграции, сотрудники УФМС по Свердловской области, сотрудники Уполномоченного по правам человека Свердловской области, ответственные работники Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, а также заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по местному самоуправлению Ю.В.Осинцев. География российских участников экспертной группы представлена городами Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Омск, Саратов, Ижевск, Пермь, Красноярск.

Основная тема обсуждения – «Правовое обеспечение миграционных процессов в государствах-членах ЕврАзЭС». С докладами выступили 15 человек, состоялась дискуссия по обсуждаемым проблемам. На заседании экспертной группы обсуждались следующие вопросы:
1)о формировании государственной политики в сфере трудовой миграции;
2)о соответствии положений национальных законодательств международным стандартам;
3)о форме межнационального регулирования труда и социального обеспечения работников-мигрантов (Типовой (модельный) закон или Основы законодательства?);
4)о соотношении миграционного законодательства и законодательства о труде и социальном обеспечении работников-мигрантов;
5)о дефектах национальных нормативных правовых актов, регламентирующих труд и социальное обеспечение работников-мигрантов;
6)практические проблемы использования труда работников-мигрантов и наиболее характерные нарушения трудовых прав иностранных работников, способы их предупреждения;
7)посредничество частных агентств занятости в привлечении иностранных работников.
Были высказаны предложения о создании Миграционной биржи труда в рамках ЕврАзЭС, о необходимости создания условий для адаптации мигрантов (в том числе обучение языку страны пребывания), о систематизации государственного надзора в сфере применения труда иностранцев. Кроме того, в ряде выступлений были сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства о труде и социальном обеспечении мигрантов, в том числе о внесении дополнений в Трудовой кодекс РФ. В качестве конкретного результата работы экспертной группы можно рассматривать состоявшуюся договоренность с представителями Межпарламентской Ассамблеи ЕврАэС о выполнении постоянными экспертами Конгресса на базе кафедры трудового права УрГЮА научно-исследовательской работы на тему: «Рекомендации по гармонизации трудового законодательства государств – членов ЕврАзЭС на основе сравнительно-правового анализа».
В работе экспертной группы по вопросам уголовно-правовой политики в сфере пресечения международного терроризма, экстремизма и легализации доходов, полученных преступным путем, приняло участие 32 эксперта. Участники заседания по итогам обсуждения договорились подготовить в рамках работы

Конгресса на уровне экспертной группы:
1)предложения по внесению изменений и дополнений в УК РФ (февраль-март 2009 года);
2)подготовить отчет по итогам сравнительно-правового анализа международного уголовно-правового законодательства по противодействию международному терроризму, экстремизму и легализации доходов, добытых преступным путем (ноябрь 2008 года);
3)подготовить учебное пособие для специалистов стран-участниц ШОС по вопросам пресечения международного терроризма, экстремизма и легализации доходов, полученных преступным путем (февраль-март 2010 года);
4)модельный уголовный закон (раздел Уголовного кодекса в части пресечения международного терроризма, экстремизма и легализации доходов, полученных преступным путем) для стран-участниц ШОС (январь-февраль 2010 года).
Вторая сессия была организована Ассоциацией юристов России и Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС при участии Уральской государственной юридической академии и содействии Правительства Свердловской области.
СМИ О СЕССИИ
Made on
Tilda